Императорский дворцовый комплекс «Запретный город»

Уже почти 600 лет исполнилось внесенному в список памятников мирового культурного наследия ЮНЕСКО дворцу, в котором династии Мин и Цин правили огромной «Срединной империей».

Вид на Запретный город с холма

Вид на Запретный город с холма

В 1406 году третий император династии Мин, Чжу-Ди, перенес столицу из Нанкина в Пекин и одновременно приказал начать проектирование роскошного дворца, который стал бы символом богатства и власти. Десять лет ушло на заготовку строительных материалов, в первую очередь, древесины, большую часть из которой составляла душистая и твердая порода дерева наньму из Южного Китая, которую транспортировали плотами по рекам и специально прорытым каналам на север страны. А вот огромные плиты из карьерного камня привозили в Пекин только зимой, по специально построенным ледяным дорогам, спуская их с гор. Затем эти плиты попадали в руки каменотесам и скульпторам, которые украшали их выразительными барельефами. По сравнению с этим, обжиг сотен тысяч единиц черепицы в районе современной пекинской улицы Луличанг выглядела детской игрой.

Центральный вход в Императорский дворец украшает портрет Мао Цзе Дуна

Центральный вход в Императорский дворец украшает портрет Мао Цзедуна

Основные здания комплекса располагаются на центральной оси север-юг, которая проходит через всю столицу. Спереди, на юге, за огромными воротами и пространной площадью, на которой человек начинает чувствовать себя ничтожным существом, возвышаются массивные залы, в которых император, скрытый за шлейфами дыма сандалового дерева, восседал на довольно скромном троне. Все остальные должны были стоять. За этими залами располагались жилые помещения самого императора и членов его семьи. Правда, позднее они были переоборудованы под продолжение приемных и рабочих покоев дворца. Между ними и Северными воротами до сих пор можно осмотреть императорский сад.

Северный вход в дворцовый ккомплекс

Северный вход в дворцовый ккомплекс

Сбоку от этой оси, в передней, официальной части дворцового комплекса располагались архивы и рабочие кабинеты министров и чиновников (доступа к ним нет для общественности и сегодня). В задней, приватной части территории находятся жилые дворцы других членов императорского двора. Здесь же были впоследствии построены дворцы для императоров и императриц. Типичный жилой дворец состоял из двух дворов, окруженных стеной. Вход в них представлял собой ворота с южной стороны, но за воротами обязательно располагалась стена, которая мешала напрямую заглянуть внутрь двора. В первом внутреннем дворе располагался, как правило, один фонтан, окруженный несколькими деревьями, а также дом приемов владельца дворца, представлявший собой обычно большую комнату или зал, а также несколько небольших помещений. Сзади, строго по параллели к дому приемов, располагался и спальный дом. Кухня в таких дворцах не предусматривалась, так как все их обитатели обеспечивались питанием из центральной дворцовой кухни. Не было там и комнат, специально выделенных под столовую, потому что пищу принимали там, где заставало время обеда. Не было здесь и комнатки, куда, как говорится «король пешком ходит». Даже император при нужде просто заходил за ширму и пристраивался над деревянным ведром. Разумеется, что сидение для него было эксклюзивное, обитое дорогим желтым шелком.

Интерьеры дворцового комплекса

Интерьеры дворцового комплекса

В северо-восточном углу территории дворца император Цяньлун приказал построить Дворец Спокойной Старости, в который он переселился после шестидесяти лет правления Поднебесной. Он стал единственным императором, добровольно досрочно покинувшим трон. Правда, произошло это из уважения к своему деду, императору Кангси, который восседал на троне 61 год. Надо отметить, что фактически он во дворце не жил, и только уже его вдовствующая императрица Кикси приказала обставить дворец для жилья к своему 60-летнему юбилею.

На юге территория дворца ограничена знаменитой Стеной Девяти Драконов. Сооружена она была в 1771 году, высота ее составляет 3,50 метров, а высота – 29,40 метров. На ее поверхности 270 глазированными кафельными плитками выложены изображения девяти драконов высшей категории, играющих огненными жемчужинами. Ранг дракона определяется по его когтям. Только если у него их пять, он является настоящим «лонгом» и символизирует императора.

В ночное время комплекс красиво подсвечивается

В ночное время комплекс красиво подсвечивается

Сегодня залы дворца превращены в музей, в которых представлена экспозиция сокровищ дворца и императоров. Разумеется, что выставлена в этой экспозиции лишь малая толика всех ценностей и сокровищ, ибо одежда, мебель, предметы обстановки и декоративные украшения, произведения искусства, религиозные предметы и подарки со всего мира были собраны во дворце в невообразимом количестве и ценности, но такое количества выставить и показать просто невозможно. Часть этих сокровищ захватил с собой Гоминдан, когда в 30-е годы бежал от японцев на юг, а затем и на Тайвань, в результате чего и тамошний дворец-музей в столице Тайваня Тайбее тоже обладает множеством бесценных сокровищ.

Оставить комментарий